Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правильное определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через
таможенную границу ЕАЭС, играет важную роль в сфере государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Таможенная стоимость
используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по
адвалорным ставкам, используется в качестве расчетной основы для исчисления налога на
добавленную стоимость и других пошлин и налогов. От правильности определения
таможенной стоимости товаров зависит полнота взимания таможенных платежей, а
занижение таможенной стоимости существенно меняет их размер. Определение
таможенной стоимости является одной из сложнейщих процедур таможенной практики.
Глава 1. Основные понятия определения таможенной стоимости товаров
1.1. Определение таможенной стоимости товаров, ее виды
Отечественная система определения таможенной стоимости базируется на
международных принципах и стандартах таможенной оценки товаров. Для этой оценки
принимается цена товаров, указанная в контракте, дополненная определенными
расходами и получившая название «цена (стоимость) сделки». Эта цена с учетом
дополнительных расходов служит основой для определения таможенной стоимости,
являющейся вторичным (производным) показателем, от величины которого зависит объем
таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет. Следовательно, важная
задача таможенных органов состоит в совершенствовании методов определения и
контроля таможенной стоимости.
Вопрос определения таможенной стоимости ввозимых товаров регламентируется
международными договорами между государствами- членами ЕАЭС, в частности, это
Соглашение между Правительством Российской Федерации (далее - РФ), Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об
определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу
ЕАЭС», главой 8 Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенная стоимость вывозимых товаров
3
определяется в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС. В РФ это
федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и
Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении правил
определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
1.2.Особенности определения таможенной стоимости импортируемых товаров
Метод стоимости сделки с ввозимыми товарами является одним из распространенных
методов определения таможенной стоимости. Его базой является стоимость сделки,
другими словами - цена, которая была фактически уплачена либо подлежала уплате.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является
общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих
осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу
продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой
форме, не запрещенной законодательством государства - члена ЕАЭС. Данный метод
применяется, только если товары являются предметом купли- продажи. Перемещение
товаров, например, по безвозмездному договору или договору аренды, по первому методу
определения таможенной стоимости будет считаться невозможным .
Для первого метода (рис.1.1) законодатель определяет условия, несоблюдение которых
влечет невозможность применения данного метода. К таким условиям относят:
1. отсутствие ограничений на право покупателя пользования и распоряжения
товарами. В данном случае, законодатель имеет ввиду те ограничения, которые влияют
неким образом на таможенную стоимость существенно. Если же влияние оказалось не
существенным и документально подтверждено, то применение первого метода исключить
нельзя;
2. отсутствие количественно определяемых влияний на цену контракта и продажу
товара. То есть, когда на цену контракта влияют некие договоренности между продавцом
и покупателем, что существенно меняет стоимость товара. В качестве таких
договоренностей могут выступать условия, что покупатель приобретёт у продавца еще и
другие товары или дополнительные услуги. Такие нетипичные условия сделок между
контрагентами проследить очень сложно, но именно они могут искусственно занизить
стоимость товара.
3. отсутствие договоренности о перечислении прямо или косвенно части от дохода
или выручки в пользу продавца. Именно той договоренности, которую невозможно
количественно определить по стоимости, например, установлен процент от выручки,
значение которого на день регистрации декларации не известен.
4. отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем либо отсутствие влияние
взаимосвязи на таможенную стоимость. В качестве взаимосвязанных лиц законодатель
признает те лица, которые имеют родственные связи либо имеют место быть рабочие
отношения, например, работодатель и работник, деловые партнеры .
5.
1.3. Нормативно-правовая база определения таможенной стоимости импортируемых
товаров
Определение таможенной стоимости вывозимых товаров из Российской Федерации
регулируется Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года № 191 «Об
утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из
Российской Федерации». Данный документ разработан на основе Соглашения. Сами
методы ничем не отличаются от методов определения таможенной стоимости для
ввозимых товаров .
Определение таможенной стоимости - это сложный и ёмкий процесс, занимающий
большое количество времени и сил у декларанта при определении таможенной стоимости
и выборе метода, а у таможенных органов - при контроле таможенной стоимости.
4
Трудности вызывает применение Соглашения «Об определении таможенной стоимости»,
а именно статья 4 данного документа. Так как метод по цене сделки является наиболее
выгодным для декларанта, необходимо четкое понимание сущности каждого ограничения,
указанного в данной статье. Правильная трактовка ограничений позволила бы ускорить
процесс определения метода таможенной стоимости для декларанта, а для таможни -
тщательно и точно проводить контроль таможенной стоимости .
Проблемным моментом также можно обозначить принцип последовательности
применения методов определения таможенной стоимости. При осуществлении
корректировки таможенной стоимости таможня применяет резервный метод, который
более гибок в использовании.
Контроль таможенной стоимости товаров регламентируется статьей 112 Федерального
закона № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Действующий
ТК ЕАЭС регулирует базовые отношения декларирования и контроля таможенной
стоимости. Кодексом устанавливаются основания для проведения дополнительной
проверки обнаружения признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной
стоимости, либо отсутствие документального подтверждения.
При декларировании товаров контроль таможенной стоимости осуществляется путем
проведения следующих операций:
1. контроль правильности определения таможенной стоимости, а именно
правильность в отношении выбранного метода определения таможенной стоимости
товара, соответствие метода виду и условиям внешнеторгового контракта, и документам,
которые были предоставлены в таможенный орган при заявлении таможенной стоимости;
2. контроль правильности определения декларантом структуры заявленной
таможенной стоимости;
3. контроль тех документов, которые декларант предоставил в качестве
подтверждения заявленной таможенной стоимости;
4. производится оценка заявленной таможенной стоимости с использованием
системы управления рисками (далее СУР).
Нельзя рассматривать понятие «контроль таможенной стоимости» отдельно, так как оно
является частью более общего понятия «таможенный контроль». В Таможенном кодексе
ЕАЭС (далее -ТК ЕАЭС) понятие таможенный контроль определяется как «совокупность
мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы
управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства
ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС».
Глава 2. Таможенный Кодекс ЕАЭС, его влияние на определение таможенной стоимости
2.1. Сравнительный анализ нового Таможенного Кодекса в части определения
таможенной стоимости товаров
Определение и контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными
органами до выпуска самого товара в сроки, указанные в статье Таможенным кодексом
ЕАЭС. По общему правилу срок выпуска не должен превышать одного рабочего дня, со
дня следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено
таможенным законодательством. В данный срок уже включено время проведение
таможенного контроля. По результатам осуществления контроля таможенной стоимости
должностное лицо таможенного органа принимает одно из двух решений:
1. принятие заявленной таможенной стоимости;
2. корректировка заявленной декларантом таможенной стоимости.
Решение о корректировке принимается таможенным органом, если при проведении
таможенного контроля таможенной стоимости таможенными органами или декларантом
было выяснено, что были заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости (в
т.ч. неправильный выбран метод определения таможенной стоимости и (или) определена
таможенная стоимость). В таком случае принятое решение о корректировке направляется
5
декларанту с указанием обоснования и срока исполнения данного решения. Декларант
должен в срок, не превышающий срока выпуска товара, осуществить корректировку
недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины и налоги, которые были
доначислены в результате скорректированных сведений. Скорректированная таможенная
стоимость должна быть подтверждена документами, на основании которых производился
расчет таможенной стоимости. При невыполнении декларантом указанных действий,
таможенные органы отказывают в выпуске товара. Выявление признаков недостоверности
заявленной таможенной стоимости, отсутствие подтверждения сведений о цене контракта,
при контроле таможенной стоимости до выпуска товара, является основанием для
проведения дополнительной проверки и само по себе не может служить основанием для
корректировки таможенной стоимости, а служит основанием для проведения
дополнительной таможенной проверки .
Рассмотрим порядок проведения дополнительной проверки, при осуществлении контроля
таможенной стоимости до выпуска товара. Дополнительная проверка назначается
таможенным органом, если - при проведении такого контроля обнаружены признаки,
которые указывают на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости при
декларировании товара могут являться недостоверными, либо не подтверждены
подобающим образом. Дополнительная проверка проводится таможенным органом
любым способом, не запрещенным Таможенным законодательством и (или)
законодательством государств - членов ЕАЭС, с целью принятия решения в отношении
таможенной стоимости товаров .
Срок проведения дополнительной проверки исчисляется со дня принятия решения о
проведении дополнительной проверки и до дня принятия решения в отношении
заявленной таможенной стоимости товаров. В этот период времени таможенный контроль
таможенной стоимости считается незавершенным. На таможенной декларации
таможенным органом проставляется соответствующая отметка, после чего оформляется
решение о проведении самой дополнительной проверки.
2.2. Оценка влияния вступления ТК ЕАЭС на определение таможенной стоимости
Существующие теоретико-методологические проблемы контроля таможенной стоимости
после выпуска товаров целесообразно систематизировать следующим образом: некоторое
отставание России по внедрению системы контроля таможенной стоимости после выпуска
товаров на основе методов аудита; отсутствие регламентированной системы по отбору
объектов контроля, приводящей к отсутствию результативности использования
потенциала таможенных органов, приводит к дублированию контрольный операций в
отношении одних и тех же лиц и отсутствию контроля в отношении иных участников
внешнеторговой деятельности, а также увеличению правонарушений и преступлений в
сфере таможенного дела; неполное и не всестороннее взаимодействие с иными
контрольно-надзорными органами; необходимость постоянного совершенствования
контроля таможенной стоимости на основе инновационно-научного метода,
направленного на полноту взимания таможенных платежей .
Системе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров присущи некоторые
недостатки, а именно: применяемый на всех уровнях единой системы таможенных
органов Российской Федерации порядок организации контроля таможенной стоимости
после выпуска товаров обеспечивает частичную эффективность его осуществления;
недостаточное документационное обеспечение контроля таможенной стоимости после
выпуска товаров не позволяет осуществлять должную оценку деятельности участников
внешнеторговой деятельности и снижает качество работы по выявлению и
предупреждению не только административных правонарушений, но и преступлений;
имеющаяся технология проведения контроля таможенной стоимости после выпуска
товаров и решения, принимаемые по его результатам, носят предварительный характер,
следовательно, не обязательны для незамедлительного исполнения; не в полной мере
6
регламентирована процедура контроля таможенной стоимости и корректировки
таможенной стоимости после выпуска товаров, в том числе с проведением качественной
оценки документов и сведений, полученных в ходе таможенных проверок .
Таможенная проверка – установленный порядок проведения контроля таможенной
стоимости после выпуска товаров, проводимый должностными лицами структурных
подразделения после выпуска товаров таможенного органа с целью контроля соблюдения
лицами требований, установленных законами ЕАЭС и законодательством стран-участниц
ЕАЭС. При проведении таможенной проверки производится сравнение информации,
указанной в документах, и сведений таможенных органов с данными бухгалтерского
учета и отчетности, со счетами и информацией, полученной в установленном законом
порядке. Для участия в таможенной проверке следует привлекать должностных лиц иных
государственных контрольно-надзорных органов. Порядок отражения итоговых
результатов таможенной проверки и принятия решений по ним регламентирован
законодательством государств-членов ЕАЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основополагающей составляющей технологии модернизации таможенного контроля и
соблюдения баланса между обеспечением национальной безопасности и содействием
всесторонней трансформации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на современном
этапе развития внешней торговли, является упрощение таможенных формальностей,
связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС сокращение до
минимума времени совершения таможенных операций и таможенных процедур при
переносе акцента на таможенный контроль после выпуска. Совершенствование контроля
таможенной стоимости после выпуска товаров имеет стратегическое, тактическое и
оперативное значение для развития всех уровней единой системы таможенных органов
Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к
Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. О контроле таможенной стоимости [Электронный ресурс] : письмо Минфина
России от 18.04.2016 № 03-10-11/22119 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим
доступа: http://www.base.garant.ru;
4. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных сопределением
таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС
[Электронный ресурс]: пост. ПленумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013
г. № 96 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://www.base.garant.ru;
5. Апостолов М. С. План действий по улучшению ВЭД //Таможенное регулирование.
Таможенный контроль. - 2013. - № 11. - С. 20-22.
6. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран ЕАЭС и ЕЭП:
неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
7. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от
конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая
экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
8. Бакаева О. Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе
//Вестник Российской таможенной академии. - 2012.№ - 1. - С. 73-77.
9. Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный
контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
7
10. Белянина Т.Е. Совершенствование организации контроля таможенной стоимости
товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС //Современные проблемы
экономического и социального развития: межвузовский сборник научных трудов.
Красноярск. 2012. № 8. С. 188-189;
11. Васильев Р.И. Состояние судебной практики по делам о корректировке
таможенной стоимости // Аспирант Российской таможенной академии. - 2013., № 2 С.78-
81
12. Гладков И. С. Международная торговля в эпоху перемен //Международная
экономика. - 2014. - № 4. - С. 4-12.
13. Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски //Белорусский
экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 4-9.
14. Зыбина Е. Таможенная стоимость: определение и контроль // ЭЖ- Юрист. 2012.
№27. С. 4;
15. Канищев Д. Декларируем товары для личного пользования // ЭЖ Юрист. - 2013. -
№ 5.- С.4-7
16. Кащеев В.В. Контроль таможенной стоимости: уч. Пособие / В.В. Кащеев, К.А.
Летюшова, И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Троицкий мост. - 2013 - 280 с.
17. Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе: состояние и перспективы
//Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 11-16.
18. Костин А.А., Казьмина Е.Н. Особенности таможенного декларирования товаров
для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную
границу ЕАЭС // Таможенное дело. - 2011. - № 1. – С.38-42
19. Купринов Э.П. Ценовая информация в контроле таможенной стоимости / Э.П.
Купринов // Вестник Российской таможенной академии.- 2014 №4. С.23-26;
20. Логинова А.С., Бурова А.А. Правовое регулирование корректировки и контроля
таможенной стоимости [Электронный ресурс]: научная статья // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
21. Новосельцева Н.С. Эффективность применения процедуры корректировки
таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС //
межвузовский сборник научных трудов / Современные проблемы экономического и
социального развития. Красноярск. 2012. № 8. С. 200-202;
22. Орлова Ю.Ю. Совершенствование контроля таможенной стоимости при
использовании ценовой информации: дис...магистр ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ
/ Орлова. М, 2013. С. 12-25;
23. Пятов А.А. Методика оценки эффективности деятельности регионального
таможенного управления по осуществлению контроля таможенной стоимости / А.А.
Пятов // Вестник ТГЭУ. -2012. № 3;
24. Ратушная Т.В., Черенцов С.А. Проблемные вопросы при определении, контроле и
подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию
РФ //Таможенное дело. 2010. №2. С. 29¬-33
25. Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств. - СПб., 2016 –
288 с..
26. Тимошин В. А. Понятие государственного регулирования внешнеторговой
деятельности //Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
27. Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной
экономики // Экономист. № 11. 2014. С. 31-40.
28. Трофимова Ю.Г. Организация контроля таможенной стоимости //Современные
проблемы экономического и социального развития. Межвузовский сборник научных
трудов Красноярск. 2012. № 8. С. 210-213;